Home physician Publications Patient information Directions Contact

Archive for the 'ЛЕКАРСТВЕННАЯ АЛЛЕРГИЯ' Category

ЛЕКАРСТВЕННАЯ АЛЛЕРГИЯ

Monday, July 2nd, 2007

Доктор Борис БАЛЬСОН


ЛЕКАРСТВЕННАЯ АЛЛЕРГИЯ


  Достижения современ­ной фармакологии позволяют успешно лечить разнообразнейшие недуги, об­легчая страдания многим людям. В то же время приём лекарственных препа­ратов подчас приводит к возникнове­нию неожиданных заболеваний.


Мои пациенты нередко жалуются на то, что определённые лекарства вызы­вают у них аллергические реакции. В первую очередь это относится к анти­биотикам, которые многие отказыва­ются принимать даже в тех случаях, когда это жизненно необходимо.


Следует отметить, что реакции на ле­карства не всегда носят аллергический характер, а побочные эффекты многих препаратов заранее известны и легко предсказуемы. Часто встречаются и так называемые идиосинкразические реак­ции, когда организм просто не воспри­нимает те или иные лекарственные средства. Негативные проявления мо­гут быть также следствием взаимодей­ствия нескольких лекарств, принимае­мых больным в комплексе. Но и аллер­гические реакции на различные препа­раты могут существенно отличаться между собой.


Здесь необходимо подчеркнуть, что не все группы лекарств одинаково интен­сивно способствуют возникновению побочных эффектов и аллергических реакций. Наиболее часто, как я уже от­мечал, подобные негативные реакции вызывают антибиотики, и для их опре­деления в арсенале аллерголога имеются специальные тесты, особенность ко­торых состоит в том, что если, допус­тим, на пенициллин у больного реак­ции не возникает, это значит, что он мо­жет также принимать определённую группу других лекарств, не опасаясь при этом аллергических проявлений. Располагая этими данными, мы всегда можем помочь первичному врачу (тера­певту или педиатру) правильно опреде­лить, какие антибиотики показаны то­му или другому больному.


К сожалению, пока еще не все виды антибиотиков поддаются тестирова­нию. Необходимо иметь в виду и тот факт, что с течением времени негатив­ная реакция на лекарства может исчез­нуть, и если раньше больной не мог принимать тот или иной препарат, то это совсем не означает наличие такой же реакции, скажем, 25 лет спустя.


Аллергические реакции на лекарства обычно проявляются различными кли­ническими симптомами: сыпью, про­блемами с дыханием, зудом, изменени­ем давления и т.д. В то же время некото­рые лекарственные препараты могут вызывать похожие реакции, которые ошибочно расцениваются как аллерги­ческие. Так, например, аспирин и род­ственные аспирину лекарства нередко вызывают сыпи и проблемы с дыхани­ем, приём некоторых лекарств против гипертонии может сопровождаться ка­шлем, отёками и сыпью. Аналогичные реакции возможны у больных, прини­мающих сульфопрепараты или лекар­ства, обладающие мочегонным дейст­вием.


Функция аллерголога сводится в данном случае к опре­делению препара­тов, которые мо­гут являться наи­более вероятными потенциальными агентами, вызывающими аллергию, и исключению их. из комплекса медика­ментозных средств. Но нередко боль­ной вынужден принимать такое лекар­ство, и в этом случае аллергологи ис­пользуют метод так называемой гипо-сенсибилизации, при котором, как я уже описывал ранее, введение этого ле­карства сначала малыми дозами с по­степенным их увеличением приводит к развитию иммунитета, толерантности к этому препарату и позволяет успешно закончить курс лечения.


Недавно ко мне пришёл больной, ко­торый жаловался на кашель, беспокоя­щий его на протяжении многих лет. Ис­следования у пульмонологов и даже у аллергологов не выявили серьёзных по­ложительных реакций. Однако во вре­мя нашей беседы выяснилось: на протя­жении длительного времени он прини­мал препарат лизиноприл. Исключение этого лекарства из его медикаментозно­го комплекса привело к исчезновению кашля в течение 6 недель. При этом мы оба испытали радостные чувства: мой пациент – потому что наконец избавил­ся от многолетнего недуга, а я – потому что смог ему в этом помочь.


В заключение хочу отметить, что по­иск потенциального лекарственного агента, вызывающего аллергические симптомы, – это всегда процесс творче­ский, требующий детального изучения истории болезни пациента, проведения всевозможных лекарственных тестов и квалифицированного причинно-след­ственного анализа взаимодействия ис­пользуемых лекарств.